. .
internet pager
Гостевая книга - guestbook
Гостевая книга boom.ru 2
Поговорим?! talk.ru/forum
E-mail luzicane@mail.ru
E-mail luzicane@mailru.com
ВЕХИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ ЛУЖИЧАН ! * 1 2 3 4 * v


     "DW - немецкая волна" Элизабет Вибе о лужичанах 4 мая 1996г. и об публикациях в России о самом маленьком славянском народе сохранившемся в Германии проживающих на своей исторической Родине ЛУЖИЦА.
22 марта 1996 г. Deutsche Welle
Elizabet Wiibe[ ebwiibe@dwelle.de ]
http://www.dwelle.de
Уважаемый господин Прямчук ! Зав. отделом писем, госпожаМюллер, попросила меня ответить на Ваше письмо о лужицких сербах,, т.к. я делала по этой теме передачу. Мы ответим на Ваше письмо в одной из передач "Почтовый ящик", поэтому здесь я отвечу лишь вкратце. Мне показалось, что Вы желаете выступить в роли защитника прав лужицких сербов. Вы пишете, что сорбы добиваются автономии. Это заблуждение. Молодёжь уезжает жить в города и онемечивается. Деревни лужичан разббросаны по значительной территории земли Бранденбург и Саксония. В Нижней и Верхней Лужице говорят на разных диалектах, но что ещё больше разделяет: одни - протестанты, другие - католики, причём очень строгие. Лужицкий писатель, театральный деятель и активист "Домовины" Кравц - Шнайдер считает, что сорбам ещё удастся некоторое время сохраниться, но не против большинства, а с его помощью. Действительно, немцы очень многое делают для сохранения своего национального славянского меньшинства. Государство выплачивает им большие субсидии на театр, издательство, хор, на организацию "Домовина". Но театру, Вы сами это пинимаете, нужны и зрители, а книгам - читатели. Меня очень огорчила Ваша статья в "Правде". Вы пишете, что Запад хочет разделить славянские народы. Это же просто красно - коричневая пропаганда и неправда. Запад хочет, чтобы славяне не воевали, а начали поднимать экономику. Западу нужны рынки сбыта. Чтобы у вас было много денег и вы могли покупать "мерседесы" (а не "Волги") и всё прочее. С наилучшими пожеланиями E. Wiibe.
Ответ:

7 мая 1996 г. Немецкая Волна
Elizabet Wiibe[ ebwiibe@dwelle.de ]
http://www.dwelle.de
Уважаемый господин Прямчук! Благодарим Вас за письмо. Мы надеемся, что Вы слушаете нас регулярно и не пропусили 4 мая 1996г. передачу "Мосты", в которой мы обстоятельно ответили на Ваши вопросы. Материалы о лужичанах мы и впредь будем время от времени давать, но лужицкие сербы - это только одна из многих проблем, интересующих наших слушателей. В центре нашего внимания - события современности, а не история того или иного этноса, будь то сорбы, мордва, баски, русские или немцы. Информацию о Лужице Вы можете получить по адресу: Sorbisches Institut Bahnhofstr. 6, 02625 Bautzen Germania. Сможет ли "Сорбский институт" помочь Вам в финансовом отношении, сказать трудно, ведь он и сам существует на федеральные средства. Германия считает своим долгом помогать российским немцам не столько из -за их этнической принадлежности, сколько потому, что они жестоко пострадали в связи с войной. Считается, что если бы Германия не напала на СССР, то российские немцы не подверглись бы гонениям и дискриминации. Закон о помощи им называется "Kriegsfolgenbereinigung", то есть "закон о преодолении последствий войны". Этническая принадлежность в современном демократическом обществе почти не играет роли. Важно гражданство, место в общественной иерархии и здоровье. Успехов Вам E. Wiibe.
Ответ:

DW 4 мая 1996 г. радиопередача E. Wiibe "Мосты" посвящённая ЛУЖИЧАНАМ - лужицким сербам в Германии[ ]
Действительно, почему бы не организовать автономию сорбов? Наряду с федеральными землями саксонцев, баварцев и прочих была бы у нас федеральная земля лужицких сербрв. Посмотрим, какие для этого есть предпосылки. Лужицких сербов в Германии около 4- - ка тысяч - это тех, кто ещё помнит язык. Живут они рассеяно в деревнях в землях Бранденбург и Саксония. У переехавших в города обиходным языком очень быстро становится немецкий - не потому что они не любят свой язык, а потому что получается это как - то невольно, само собой - ведь кругом все говорят на немецком. Как собрать все 40 тысяч лужицких сербов, которые вольны сами выбирать себе место жительства, в одном месте, так чтобы получился хотя бы небольшой городок, - больше то и не наберётся. Кроме того, сорбы говорят на двух различных диалектах: верхне - лужицком и нижне - лужицком. И что разделяет их ещё больше: одни - католики, причём очень строгие, даже консервативные, другие - протестанты. В процессе подготовки своей передачи о лужичанах я, тем не менее, думала, что встречу среди них, если не сепаратистов, то хотя бы мечтателей, думающих о национальной самостоятельности в той или иной форме. Но всё оказалось иначе. Я сейчас ещё раз прослушала интервью с лужицким писателем, театральным деятелем и активистом "Домовины" Кравц - Шнайдер. Вы помните оно у нас шло в программе "МОСТЫ"? Писатель не без горечи говорил о том, что самые большие враги сорбской самобытности - это сами сорбы". Они мало знают о своей национальной культуре, считает писатель. Но снижение интереса к духовным и культурным ценностям он замечает и у немцев. Время сейчас такое, говорит Кравц - Шнайдер, - на первом плане у людей экономические - точнее материальные интересы.
К письму Сергея Прямчука приложены две опубликованные им небольшие статьи о лужицких сербах, в которых говорится, что лужичане хотят сохранить свои славянские корни и создать автономию в рамках Германии. "Есть у Русских в Германии братья" 2 3, "Помнить славянские корни" ("Активный протест лужичан" 5.09.2001г. forums.ng.ru ) Этосовершенно голословные заявления. На деле молодёжь нисколько не заботится о том, чтобы сохранять корни, она даже не желает "проживать компактно". Молодые люди уезжают в города - в Бремен, в Штутгарт, во все концы Германии, чтобы, как говорит писатель, "удовлетворить свои материальные запросы". Молодёжь хочет просто иметь перспективную работу, хорошо жить. И заметьте, имеет право! Это право на индивидуальное счастье здесь вступает в противоречие с интересами группы, то есть национального меньшинства. Может быть, Вы, господин Прямчук, по привычке ставите общественные интересы выше личных. Но в демократическом обществе чрезвычайно высоко ставится именно право каждого отдельного индивида. И, поверьте, общество от этого имеет больше пользы, чем от всеобщей жертвенности. А теперь о взаимоотношении лужичан с немцами, то есть меньшинства с большинством. Писатель Кравц - Шнайдер считает, что сохраниться как этносу лужичанам помогут немцы. Меньшинство, по его мнению, может сохраниться не против большинства, а при его действенной помощи. И действительно, немцы гордятся тем, что у них есть своё славянское национальное меньшинство. Чтобы его сохранить, государство тратит немалые деньги: на театр, школы, народный хор, издательство, радио, на организацию "Домовина". И немцы гордятся тем, что получается достойная подражания - я бы даже сказала, в международном масштабе - модель решения проблем этнического меньшинств. И было бы хорошо, если этой моделью больше интересовались те, кто готов пролить кровь - чужую и свою - ради того, чтобы начертить на географических картах ещё одну границу. Да. Это политический аспект. А есть ещё экономический. Самобытный образ жизни лужицких сербов в Шпреевальде, например, привлекает множество туристов, что очень хорошо для развития хозяйственной структуры региона. Ну, а что с теми, кто самобытность утратил? Вы, конечно, догадываетесь, что живут они, не тужат, и образ жизни их мало чем отличается от образа жизни любого среднего европейца. Хотелось бы, конечно, чтобы сорбы у нас сохранились. Но как этого добиться? Отгородить их колючей проволокой и объявить резервацией? Ясно, что одними субсидиями проблему не решить. Ведь что получается? Выделило государство 8 миллионов марок на театр. Нашлись драматурги, артисты. Оказалось, что нет зрителей. Их на субсидии не приобретёшь. Кравц - Шнайдер рассказал, как он ездил по лужицким сёлам, агитировал людей, продавал им билеты. И лишь благодаря энтузиазму этого необычного человека, сумевшего зажечь идеей театра очень разных людей, лужицкая сцена живёт. Этим я хочу сказать, что поддержка властей - это только пол - дела. Может быть, из добрых побуждений Сергей Прямчук хочет выступить в роли защитника лужицких сербов. И может быть, не его вина, что мысль его движется по колее, проложенной советской школой, комсомолом и т. д. Но куда эта колея, эта идея защиты угнетённых, заводит? Приложенная к письму газетная статья заканчивается так: "Запад стремится разъединить славянские народы. Уничтожена Югославия, разорвана Чехословакия, пытаются стравить - (кого бы Вы думали?) - Русь и Украину" Вот так, Запад, оказывается, главный враг славян. Вот она красно - коричневая идеология. Любой здравомыслящий человек, разумеется, понимает, что Запад себе врагов не ищет. Он ищет рынки сбыта. Запад хочет, чтобы славяне прекратили, наконец, свои братоубийственные разборки и начали поднимать экономику. Запад хочет продавать те великолепные товары, которые он производит. Ему нужно, чтобы россияне, украинцы и другие тоже - были богатыми, покупали его "мерседесы" , шоколад, компьютеры, плюшевых мишек. Запад просто мечтает завалить вас этими товарами и всем, чего ваша душа желает. Чем больше вы будете покупать, тем больше у нас будет рабочих мест. Разве это не замечательно. Вы считаете по советской привычке, что Запад хочет разделять и властвовать. А он хочет хорошо жить. Вопрос о власти здесь решается на выборах, где власть даётся достойным и только на время. А вопрос благосостояния решается тоже не за счёт завоеваний, а за счёт свободы конкуренции. Кто сделает товар лучше, тот продаст дороже и будет жить лучше. И ещё товарпми можно обмениваться. Вы нам продаёте то, что у вас хорошо делают, а мы вам - мэйд ин джэмэн. Вот так и будем жить.


Нависла страшная угроза гибели лужичан, как реликтового славянского этноса центральной Европы. К сожалению численность лужичан за послевоенные годы резко сократилась в 10 раз с 500 тысяч человек в 1945 году, когда любой лужичанин мог признать себя славянином, а не немцем и это было в тот момент и выгодно, до 50 тысяч в 1990 году на момент присоединения ГДР к ФРГ. В годы второй мировой войны 1939 - 1945 лужичанами признавали только тех, кто не владел немецким языком, а Гитлер лужичан - лужицких сербов объявил сербоязычными немцами. Все официальные переписи лужицких сербов в Германии искусственно занижали реальную численность лужичан: 1849г.=141.649 чел.,1861г.=136.160, 1880г.=131.500, 1900г.=116.811, 1910г.=104.114, 1925г.=71.203, 1939г.=425 лужичанина - это те, кто говорил только по - серболужицки и не знал немецкого языка, всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами.
      Фамилии серболужицкого - славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточных немецких фамилиях. В частности все фамилии на окончание "itz" (Штирлиц), "etz", "chke" и "schke" или "ow", как на пример, бывший премьер-министр Восточной Германии, Hans Modrow. Эти факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза. Как говорит Л.Н.Гумилёв новые этносы - нации формируются на стыке прежних этносов, в данном случае немцы возникли в результате слияния славян, кельтов и скандинавов, где языком этноса стал немецкий. А на Руси на стыке славян, балтов и финских племён возникла русская нация, где национальным языком стал славянский - русский язык.
      В мае 1922г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: "...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200.000 человек, который сам себя называет "лужицкими сербами", а немцы - "вендами" и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами". Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных, среди них И.А.Бодуэн де Куртенэ, Т.Грабовский, Т.Лер-Сплавинский, Л.Нидерле, И.Пата. В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923г. бельгийский историк А.Вирсе издал книгу о положении лужичан "Народ - мученик". За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах.
      В конце 1920г. организована молодёжная организация лужичан "СОКОЛЫ", которая была тесно связана с чешской спортивной организацией "Соколы". "Вендским отделом немецких властей" было издано "строго секретное" предписание препятствовать основанию местных групп сербо - лужицкой молодёжной организации "Соколы" и запрещать проезд лужицких детей в летнее время на каникулы в Польшу и Чехословакию. 6 августа 1875 – Лужицкая молодёжь по примеру соседней Чехии собралась на Первую СКАДОВАНКУ – ежегодную встречу лужицкой молодёжи и студентов. Лужицкая молодёжь ночью с факелами посещала места, где, по преданию, древние лужицкие сербы собирались на войну, как ответ на национальное угнетение Бисмарка. В последующие годы скадованки проводились дважды в год - весной в Будышине и осенью в местах, которым в наибольшей степени грозила германизация.
      Лужичане до наших дней сохранили тёплые воспоминания о пребывании русских воинов в Лужице, после разгрома Наполеона. До сих пор лужичане показывают развалины конюшни, где стояли лошади русских казаков, как русские солдаты удивлялись сходству наших языков и лужичан с русскими. По-русски дед=, а по - лужицки и по - мильчански: dzed - stary pan; девушка = holca - zowco; свадьба = kwas - swajzba; петух = kapon - kokot; стакан = sklenca - glazk; внук = wnuk - syna syn; счастье = zbozo - gluka; коньки = smykanca; лыжи = snehak; лодка (чёлн)= colm; багор = colmowa, kwaska; торф = mogrow; пасека = pcolnica; изгородь = zahrodki; кровать-ложа = lozo; кухня = kuchnja; двор = dwor; ворота = wrota; колодец = studnja; завтрак = snedanje; обед = wobjed; ужин = wjecerje; шляпа = klobuk; хозяин = hospodar; господин = knez; холостой = holc; холостая = holca - dzonka; невеста - njewesta; жених -nawozenja. Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Лужница, Ровна, Липина, Липск (Лейпциг), Бранибор, Любнёв, Любий, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Дубрава, Дубо, Любин, Любораз, Гродк (городок), Речица, Низка, Краков, Польцница, Высока, Смердзаца, Злы Коморов.
      В 1826 году было основано русское поселение Александровка на севере Потсдама. Возникло оно, как поселение русских военнопленных солдат, захваченных прусским корпусом, который поддерживал поход французской армии Наполеона в Россию. В дальнейшем Пруссия перешла на сторону победителя - России. Из 62 русских солдат был сформирован русский хор, приписанный после окончания войны с Наполеоном к 1-му потсдамскому гвардейскому полку. В 1826 году для оставшихся жить в Пруссии русских солдат, которые к тому времени обзавелись семьями, был выстроен посёлок в форме русского военного лагеря. Помимо 13 жилых домов с огородами и хлевами здесь была возведена так же русская православная церковь.}
      А.И. Тургенев и А.С.Кайсаров совершили путешествие по Славянским землям Полабья и Поморянии в 1804 г. В письме к родителям 29 мая 1804 г. А.И. Тургенев писал: "Для русского славянина Лужица и Поморяния должны быть интересней Италии, потому что в Италии жил народ для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице и Поморянии всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их (лужицких сербах и кашубах – поморянах) видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев. Мы купили себе Библию и некоторые другие вендские книги и будем стараться собирать Библии на всех славянских диалектах".
      Первым русским исследователем, который фактически открыл лужичан не только для русской науки, но и для славистики в целом, был известный славист И.И.Срезневский, который в начале 40 – х годов 19 века предпринял несколько поездок по славянским землям, в том числе и в Лужицу. И.И.Срезневский высказывал мысль об особой близости серболужицких языков к русскому. В письме к своей матери Елене Ивановне Срезневской от 26 сентября 1840 г. из Будышина - Баутцена Срезневский писал: "Лужицкие сербы - умный, добрый народ, не бедны, довольно образованы, по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранил много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен..." Срезневский отмечал, там, где живут славяне, проявляется их любовь к вербе, которую они сажают рядом с домом: "...и самые ВЕРБЫ, идущие за славянами всюду...". В письме от 1 октября 1840г. Срезневский писал матери: "Мне бы хотелось пешком пройти по всей Лужице, поближе познакомиться с этим серболужицким народом, сохранившим в себе так много старинного и в языке, и в жизни. Сегодня я уже не говорил почти ни слова по-немецки; на территории Лужицы хочу говорить не иначе, как по-сербски". Срезневскому удалось познакомиться с жизнью и бытом серболужичан из разных районов. Он много ходил пешком, делая иногда в день по 30 вёрст. Вернувшись в Харьков, Срезневский написал статью "Исторический очерк серболужицкой литературы".
      В октябре 1912 г. на встрече 31 серболужицких обществ в Воёреце была основана "Домовина" ("Domowina" - "Родина"), как союз - связка лужицких обществ. 13 ноября 1918г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к "Сербскому Дому" в Будышине, где избрали "Народный Совет Лужицких Сербов". В Совете выступил А.Барт: "Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что МЫ сами можем хранить "Божье Королевство" в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую "сербстину" - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы". Лужицкие поэты писали стихи с призывом к народу быть наготове для защиты своих прав. Повсеместно проходили собрания, на которых лужичане избирали местные "Национальные комитеты лужицких сербов" и принимали резолюции с требованием о самоопределении Лужицы. Во главе лужицкого движения шла национальная интеллигенция, которая хотела добиться реализации национальных чаяний лужицких сербов по созданию своего государства - Лужица - Лаузиц.
      На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные "14 пунктов" Вильсона о "защите малых народов".) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долинной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции" и направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию от 20.11.1918г. "О Самоопределении Лужицы".
      В январе 1919г. В Париже министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш потребовал согласия лужичан на воссоединение Лужицы с Чехословакией. Председатель "Народного Совета Лужицких Сербов" А.Барт в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с чехами. В марте 1919г. был выработан ещё один вариант решения судьбы лужичан создать "Объединённое Лужицкое Государство" в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций. Но немецкие власти не признавали за лужичанами даже прав национального меньшинства, мотивируя это тем, что в отличие от поляков, датчан, литовцев, лужицкие сербы не имеют своего государственного образования. В документах "Вендского отдела" говорится: "Серболужичане не являются национальным меньшинством в собственном смысле этого слова и не имеют собственной народности. Они составляют особую часть немецкой народности... Лужицкие Сербы являются немцами. Отношение к лужицким сербам составляет внутри германский вопрос, который не должен беспокоить Лигу Наций". В 1940г. употребление серболужицкого языка запрещено даже в деревнях. К 1940г. после 7-летнего террора в Лужице нельзя было найти ничего серболужицкого. Не слышно было лужицких песен, не видно было игр и танцев. Были запрещены даже посиделки, где девушки могли говорить на серболужицком языке. Почти все лужицкие молодые мужчины были забраны на фронт. Многие лужичане вынуждены были скрывать свою славянскую принадлежность к лужицким сербам, изменять славянские фамилии на немецкие.
      19 апреля 1945г. советские войска при содействии 2-й польской армии, форсировав реку Ныса Лужицкая, овладели лужицкими городами Муосков, Бела Вода, 20 апреля освободили города Ниски, Шпремберг, Воёрица. На следующий день был освобождён Будышин, затем Каменец и другие города и сёла лужичан. В последние дни войны в Лужице произошли ожесточённые бои советских и польских войск с фашистской группировкой Шернера, пытавшейся прорваться из Чехословакии. Отступая, они угнали большинство взрослого мужского населения Лужицы в "фольксштурм".
      1945г. - "Народный Совет Лужицких сербов" первоначально находился в Праге. В своих меморандумах он пытался обратить внимание на национальные чаянья самого малочисленного славянского народа - лужичан.
      12.05.1945г. – № 1 Меморандум лужицких сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. Прага, 1945г. В меморандуме от 12 мая 1945г. Лужицкий Народный Совет просил освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Баутцен – Будышин. Предлагается тесное сотрудничество с соседней Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.
      1. 06.1945г. – № 2 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж, Ян Смоляр) – Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане, и чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР. Провести аграрную реформу, национализацию промышленности и открытие лужицких школ.
      К 1946г. –"Народный совет лужицких сербов" переименован в – "Лужицкий Национальный Совет" и расположился в Будышине.
      7.01.1946г. – № 3 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж) – Последнего порабощенного народа Европы: -принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.
      Март.1946г. – № 4 Меморандум лужицких сербов, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор: отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств, а также обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении. В западной печати появились сообщения, что по решению саксонского ландтага г.Герлиц переименован в "Мески", что вскоре будет создано "Эльбско - славянское государство", западной границей которого станет бассейн реки Заале (Сала), а восточной река Ныса Лужицкая (Нейс), что в принципе соответствует ядру Древней Полабской Сербии - (БЕЛАЯ СЕРБИЯ?).
      Февраль. 1948г. – "Национальный Совет Лужичан" самораспустился в феврале 1948г., единственной массовой культурной организацией лужичан стала Домовина. В невероятно трудных условиях Домовина добивалась введения серболужицкого языка в лужицких школах, совместно с Матицей Сербской издавала книги для чтения на родном лужицком языке, песенники, устраивала народные праздники, встречи учащейся молодёжи. Домовина подразделяется на районные организации, так называемые ЖУПЫ (zupy) с центрами в Будышине, Кроствице, Гохкирхе, Воёрице (Гойерсверде), Шлейфе и Котбусе, и на 150 местных групп - СКУПИНЫ (skupiny), которые могут объединять несколько мелких общин во главе с доверенным лицом - ДОВЕРНИК (dowernik). Самостоятельная местная скупина существует также в Дрездене. Председателем Домовины на первом общем собрании в 1951г. был избран Курт Кренц. Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный флаг: верхняя полоса голубая, средняя красная, а нижняя белая, символом Домовины является дерево ЛИПА с корнями.
      Меморандумы лужичан остались без внимания руководства СССР в связи с тем, что не ясно было в чьей сфере влияния окажутся Западнославянские страны. А территория Полабской Германии точно оставалась в Советской Зоне Влияния, и было решено оставить лужицких сербов в составе немецкого государства. Так рухнули надежды славян – вендов по созданию: "Славянского Люксембурга" – Лужицы – "Славянского - Лаузица".
      Высшим органом в лужицкой общине является собрание общинных представителей. Лужичане из своей среды избирают на 2 года исполнительный орган - общинное управление в составе старосты ("ШОЛТА" - по-немецки бургомистр) и от 2 до 15 членов. По мере необходимости шолт созывает общее собрание членов общины - "ГРОМАДУ". До войны участвовать в громаде имели право только землевладельцы и домовладельцы. Молодёжь, женщины и безземельные крестьяне были лишены права обсуждать вопросы, касающиеся общины. Громада, как правило, созывалась зимой в сельской пивной. Летом крестьяне собирались где – ни будь на деревенской площади или в саду. Для созыва собрания шолт пускал по селу изогнутую дощечку или "общинный деревянный молоток", который передавался в руки соседей или просто перебрасывался к соседу через забор. На дощечке приклеивалось на бересте объявление, в котором указывалось время и место громады. Существовала даже поговорка: "Бродит, как общинный молоток". Подобные средства оповещения описаны немецким этнографом Ф.Тецнером у поляков, чехов и у балтийских народов.
      В результате добычи угля были снесены сотни лужицких деревень. Плановое расселение на славянские - лужицкие земли немецкоязычных переселенцев из восточной и центральной Европы после окончания войны привело к разрыву монолитного этнического ареала лужичан: на южный ареал - мильчан и северный - лужичан в Блото (Шпреевальд). Сокращалось число деревень с чисто лужицким населением, лужицким деревням и городам параллельно со славянскими именами давались немецкие наименования.
      Председатель Домовины Бьярнат Чиж выразил беспокойство лужичан за свою судьбу в момент объединения Германии. Лужичане хотят, чтобы важные моменты для жизни лужичан, в том числе охрана исторической территории проживания лужичан – Лужицы, были обеспечены надёжными правовыми документами. Директор института лужицких сербов Мартин Каспер выразил беспокойство по поводу сохранения административной целостности Лужицы (Лужичане не хотели раздела Лужицы между федеральными землями Бранденбург и Саксония).
      Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль отвечая на обращение россиян от 8-го сентября 1990 г. (BUNDESKANZLERAMT 221-K350 54/90/01) сообщил, что создаваться федеральная земля Лужица и другие формы административного единства Лужицы и лужичан не будет. 1) Признание принадлежности к народности лужицких сербов и лужицкой культуре свободно (не запрещено?). 2) Сохранение и развитие сорбской культуры и сорбских традиций гарантируется. 3) Лужичане и их организации свободны (им не запрещается?) заботиться о сохранении сербского языка в общественной жизни. 4) Обязанностью земель Бранденбург и Саксония является точнее определить правовое положение их сорбских сограждан с точки зрения конституционного права.
      У лужичан возникло много проблем за 7 лет Объединенной Германии. Так в местечках Панчицы – Кулов (Kulow) лужичан было 75% в 1990г., а в 1997г. лужичане составили только 50%. Это происходит в результате того, что лужичанам не гарантировано предоставление в первую очередь рабочих мест на территории Лужицы, и в поисках работы лужичане покидают Родину. В тоже время на территории Лужицы власти расселяют немцев из СССР и их обеспечивают работой, хотя по Европейским соглашениям запрещено изменять искусственным путём соотношение этносов на территории национальных меньшинств.
      3 июня 1997г. – в здании президиума Российской Академии Наук на базе института Славяноведения и Балканистики, по инициативе "Общества дружбы россиян с лужичанами в ФРГ", провели торжественное заседание посвященное 150 летию "МАТИЦЫ СЕРБСКОЙ", где также был Михаил Иванович Семиряга. ( Адрес: Матицы сербской – Macica Serbska z.t., Postowe namesto 2, D – 02625 Budysin (Bautzen), Luzica, ФРГ/BDR) Власти ФРГ вкладывают много миллиардные вложения по восстановлению ландшафта Лужицы, пострадавшего в результате хищнических разработок бурого угля открытым способом, в результате которых были снесены сотни лужицких деревень – местечек, как сносились венгерские деревни в Румынии. Восстанавливая "Лунный" ландшафт центральной Лужицы, власти Германии могли б выделить достаточно средств под программу сохранения лужичан, как реликтового славянского этноса в Центральной Европе. И как минимум, обеспечив всех лужичан рабочими местами на своей исторической Родине – Лужице, (тех, кто этого желает) и необходимо, чтоб лужичане могли влиять на формы хозяйствования на территории Лужицы и получать часть налогов с этой деятельности на развитие своей самобытности.
      С 23 сентября 1996г. в России начало свою публичную деятельность "ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ РОССИЯН с ЛУЖИЧАНАМИ в ФРГ" E-mail: luzicane@mail.ru , luzicane@hotmail.ru , luzicane@mailru.com , luzicane@iname.ru , как общественная организация, что отмечено в российской прессе и "SERBSKE NOWINY" – газете лужичан "Borze towarstwo "Ruska – Luzica"?" Духовным наставником в создании общества дружбы с лужичанами стал Михаил Иванович СЕМИРЯГА. С 1945г. по 1953г. он изучал лужицкий вопрос, защитил дисертацию и издал книгу ЛУЖИЧАНЕ 1955 году. За эти годы он обощёл всю Лужицу пешком и его знали тогда все лужичане. Мне он в переписке с лужичанами советовал писать им по русски, только маленькими предложениями, что б им было легче понять, ведь наши языки очень близкие. К сожалению М. И. Семиряга умер в июле 2000 года, об этом есть сообщение в "НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ".
      1999 - В июле 1999г. опубликованы в сети интернет - internet http://www.gull.ptt.ru/Rusvol/serb.htm "Я Лужичанин – Я Серб !" На сервере Государственной Думы ФС РФ "ВЕХИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ ЛУЖИЧАН". Георгий Иванович Тихонов, депутат в Гос. Думе РФ ФС от Серпуховского избирательного округа, возглавлявший комитет по СНГ и занимавшийся процессом объединения с Белорусией, в советский период принимал участие в строительстве электростанции в ГДР и в тот период посещал лужичан в Долиной Лужице (Шпреевальд - Блото). http://www.duma.gov.ru/sng/luzicane.htm В 2000 г. опубликован материал на серверах: "Сербы Германии и Сербы Балкан!" http://solar.rtd.utk.edu/~valery/nashsovr/rpage/luzicane/luz2.htm "Я Лужичанин – Я Серб !" http://solar.rtd.utk.edu/~valery/nashsovr/rpage/luzicane/luz1.htm , http://victorian.fortunecity.com/cubist/291/luzicane.htm , http://luzicane.newmail.ru , http://luzicane.hotmail.ru , http://luzicane.nm.ru , http://luzicane.boom.ru/stranic3.html , http://luzicane.boom.ru , http://luzicane.h1.ru
      ЛУЖИЦКИЕ СЕРБЫ (Serbski Lud - Serbja - Serby - Sorben / Wenden Sorbs / Wends) - Лужичане в internet http://www.serbja.de , http://lakoma.rz.tu-cottbus.de/Sorben/inhalt11/d02.htm
      Подготовил материал от " ОБЩЕСТВА ДРУЖБЫ РОССИЯН С ЛУЖИЧАНАМИ в ФРГ " Прямчук С.Д. 25 февраля 1999 год



"ОБЩАЯ ГАЗЕТА" "Не забывайте Лужицу" ! . . . *
"Эхо Планеты" * Публикации о лужичанах в ГДР 1988г. и 1990г. . . . . *
"Серпуховские Вести" . "Есть у Русских в Германии братья" . . . . *
"Справочные издания CCCP о ЛУЖИЧАНАХ" . . . . *
"Независимая Газета" * "Лужичане бегут из Германии"? . . . . *
Газета "Звезда" "Есть у Русских в Германии братья" . . . . *
Газета "Звезда" "Звезда в Германии" . . . . *
газета "Звезда" "Не забывайте Лужицу !" . . . . *
"SERBSKE _ NOWINY" об публикациях в России о лужичанах . . . . *
DW . . . . . Элизабет Вибе о лужичанах 4 мая 1996г. . . . . *
"ПРАВДА" . "Помнить славянские корни" . . . . *
. . Виктор Юнак Газета "СЛАВЯНЕ" . . . . *
-

СЛАВЯНЕ-- - ЛУЖИЧАНЕ @Rus! Славяне Лужичане SERBJA ! Славяне лужичане мильчане www.VISIT.RU Rambler's Top100 СЛАВЯНЕ Russomania Listy dyskusyjne Portalu Slavinet
listy

Рассылки Subscribe.Ru
Славяне - Лужичане исчезающий славянский народ в ФРГ

home1 . . . . r. . . . .
П/Я . nm f m . mc zm in em mg rbn Poisk r y a km yh av avc lyc . . decoder convektor translate . anonymizer iproxy

1380278

Используются технологии uCoz