"Справочные издания CCCPо ЛУЖИЧАНАХ"
о самом маленьком славянском народе сохранившемся в Германии на своей исторической Родине ЛУЖИЦА.
Нависла страшная угроза гибели лужичан, как реликтового славянского этноса центральной Европы. К сожалению численность лужичан за послевоенные годы резко сократилась в 10 раз с 500 тысяч человек в 1945 году, когда любой лужичанин мог признать себя славянином, а не немцем и это было в тот момент и выгодно, до 50 тысяч в 1990 году на момент присоединения ГДР к ФРГ. В годы второй мировой войны 1939 - 1945 лужичанами признавали только тех, кто не владел немецким языком, а Гитлер лужичан - лужицких сербов объявил сербоязычными немцами. Все официальные переписи лужицких сербов в Германии искусственно занижали реальную численность лужичан: 1849г.=141.649 чел.,1861г.=136.160, 1880г.=131.500, 1900г.=116.811, 1910г.=104.114, 1925г.=71.203, 1939г.=425 лужичанина - это те, кто говорил только по - серболужицки и не знал немецкого языка, всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами.
Фамилии серболужицкого - славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточных немецких фамилиях. В частности все фамилии на окончание "itz" (Штирлиц), "etz", "chke" и "schke" или "ow", как на пример, бывший премьер-министр Восточной Германии, Hans Modrow. Эти факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза. Как говорит Л.Н.Гумилёв новые этносы - нации формируются на стыке прежних этносов, в данном случае немцы возникли в результате слияния славян, кельтов и скандинавов, где языком этноса стал немецкий. А на Руси на стыке славян, балтов и финских племён возникла русская нация, где национальным языком стал славянский - русский язык.
В мае 1922г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: "...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200.000 человек, который сам себя называет "лужицкими сербами", а немцы - "вендами" и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами". Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных, среди них И.А.Бодуэн де Куртенэ, Т.Грабовский, Т.Лер-Сплавинский, Л.Нидерле, И.Пата. В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923г. бельгийский историк А.Вирсе издал книгу о положении лужичан "Народ - мученик". За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах.
В конце 1920г. организована молодёжная организация лужичан "СОКОЛЫ", которая была тесно связана с чешской спортивной организацией "Соколы". "Вендским отделом немецких властей" было издано "строго секретное" предписание препятствовать основанию местных групп сербо - лужицкой молодёжной организации "Соколы" и запрещать проезд лужицких детей в летнее время на каникулы в Польшу и Чехословакию. 6 августа 1875 – Лужицкая молодёжь по примеру соседней Чехии собралась на Первую СКАДОВАНКУ – ежегодную встречу лужицкой молодёжи и студентов. Лужицкая молодёжь ночью с факелами посещала места, где, по преданию, древние лужицкие сербы собирались на войну, как ответ на национальное угнетение Бисмарка. В последующие годы скадованки проводились дважды в год - весной в Будышине и осенью в местах, которым в наибольшей степени грозила германизация.
Лужичане до наших дней сохранили тёплые воспоминания о пребывании русских воинов в Лужице, после разгрома Наполеона. До сих пор лужичане показывают развалины конюшни, где стояли лошади русских казаков, как русские солдаты удивлялись сходству наших языков и лужичан с русскими. По-русски дед=, а по - лужицки и по - мильчански: dzed - stary pan; девушка = holca - zowco; свадьба = kwas - swajzba; петух = kapon - kokot; стакан = sklenca - glazk; внук = wnuk - syna syn; счастье = zbozo - gluka; коньки = smykanca; лыжи = snehak; лодка (чёлн)= colm; багор = colmowa, kwaska; торф = mogrow; пасека = pcolnica; изгородь = zahrodki; кровать-ложа = lozo; кухня = kuchnja; двор = dwor; ворота = wrota; колодец = studnja; завтрак = snedanje; обед = wobjed; ужин = wjecerje; шляпа = klobuk; хозяин = hospodar; господин = knez; холостой = holc; холостая = holca - dzonka; невеста - njewesta; жених -nawozenja. Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Лужница, Ровна, Липина, Липск (Лейпциг), Бранибор, Любнёв, Любий, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Дубрава, Дубо, Любин, Любораз, Гродк (городок), Речица, Низка, Краков, Польцница, Высока, Смердзаца, Злы Коморов.
В 1826 году было основано русское поселение Александровка на севере Потсдама. Возникло оно, как поселение русских военнопленных солдат, захваченных прусским корпусом, который поддерживал поход французской армии Наполеона в Россию. В дальнейшем Пруссия перешла на сторону победителя - России. Из 62 русских солдат был сформирован русский хор, приписанный после окончания войны с Наполеоном к 1-му потсдамскому гвардейскому полку. В 1826 году для оставшихся жить в Пруссии русских солдат, которые к тому времени обзавелись семьями, был выстроен посёлок в форме русского военного лагеря. Помимо 13 жилых домов с огородами и хлевами здесь была возведена так же русская православная церковь.}
А.И. Тургенев и А.С.Кайсаров совершили путешествие по Славянским землям Полабья и Поморянии в 1804 г. В письме к родителям 29 мая 1804 г. А.И. Тургенев писал: "Для русского славянина Лужица и Поморяния должны быть интересней Италии, потому что в Италии жил народ для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице и Поморянии всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их (лужицких сербах и кашубах – поморянах) видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев. Мы купили себе Библию и некоторые другие вендские книги и будем стараться собирать Библии на всех славянских диалектах".
Первым русским исследователем, который фактически открыл лужичан не только для русской науки, но и для славистики в целом, был известный славист И.И.Срезневский, который в начале 40 – х годов 19 века предпринял несколько поездок по славянским землям, в том числе и в Лужицу. И.И.Срезневский высказывал мысль об особой близости серболужицких языков к русскому. В письме к своей матери Елене Ивановне Срезневской от 26 сентября 1840 г. из Будышина - Баутцена Срезневский писал: "Лужицкие сербы - умный, добрый народ, не бедны, довольно образованы, по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранил много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен..." Срезневский отмечал, там, где живут славяне, проявляется их любовь к вербе, которую они сажают рядом с домом: "...и самые ВЕРБЫ, идущие за славянами всюду...". В письме от 1 октября 1840г. Срезневский писал матери: "Мне бы хотелось пешком пройти по всей Лужице, поближе познакомиться с этим серболужицким народом, сохранившим в себе так много старинного и в языке, и в жизни. Сегодня я уже не говорил почти ни слова по-немецки; на территории Лужицы хочу говорить не иначе, как по-сербски". Срезневскому удалось познакомиться с жизнью и бытом серболужичан из разных районов. Он много ходил пешком, делая иногда в день по 30 вёрст. Вернувшись в Харьков, Срезневский написал статью "Исторический очерк серболужицкой литературы".
В октябре 1912 г. на встрече 31 серболужицких обществ в Воёреце была основана "Домовина" ("Domowina" - "Родина"), как союз - связка лужицких обществ. 13 ноября 1918г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к "Сербскому Дому" в Будышине, где избрали "Народный Совет Лужицких Сербов". В Совете выступил А.Барт: "Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что МЫ сами можем хранить "Божье Королевство" в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую "сербстину" - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы". Лужицкие поэты писали стихи с призывом к народу быть наготове для защиты своих прав. Повсеместно проходили собрания, на которых лужичане избирали местные "Национальные комитеты лужицких сербов" и принимали резолюции с требованием о самоопределении Лужицы. Во главе лужицкого движения шла национальная интеллигенция, которая хотела добиться реализации национальных чаяний лужицких сербов по созданию своего государства - Лужица - Лаузиц.
На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные "14 пунктов" Вильсона о "защите малых народов".) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долинной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции" и направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию от 20.11.1918г. "О Самоопределении Лужицы".
В январе 1919г. В Париже министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш потребовал согласия лужичан на воссоединение Лужицы с Чехословакией. Председатель "Народного Совета Лужицких Сербов" А.Барт в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с чехами. В марте 1919г. был выработан ещё один вариант решения судьбы лужичан создать "Объединённое Лужицкое Государство" в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций. Но немецкие власти не признавали за лужичанами даже прав национального меньшинства, мотивируя это тем, что в отличие от поляков, датчан, литовцев, лужицкие сербы не имеют своего государственного образования. В документах "Вендского отдела" говорится: "Серболужичане не являются национальным меньшинством в собственном смысле этого слова и не имеют собственной народности. Они составляют особую часть немецкой народности... Лужицкие Сербы являются немцами. Отношение к лужицким сербам составляет внутри германский вопрос, который не должен беспокоить Лигу Наций". В 1940г. употребление серболужицкого языка запрещено даже в деревнях. К 1940г. после 7-летнего террора в Лужице нельзя было найти ничего серболужицкого. Не слышно было лужицких песен, не видно было игр и танцев. Были запрещены даже посиделки, где девушки могли говорить на серболужицком языке. Почти все лужицкие молодые мужчины были забраны на фронт. Многие лужичане вынуждены были скрывать свою славянскую принадлежность к лужицким сербам, изменять славянские фамилии на немецкие.
19 апреля 1945г. советские войска при содействии 2-й польской армии, форсировав реку Ныса Лужицкая, овладели лужицкими городами Муосков, Бела Вода, 20 апреля освободили города Ниски, Шпремберг, Воёрица. На следующий день был освобождён Будышин, затем Каменец и другие города и сёла лужичан. В последние дни войны в Лужице произошли ожесточённые бои советских и польских войск с фашистской группировкой Шернера, пытавшейся прорваться из Чехословакии. Отступая, они угнали большинство взрослого мужского населения Лужицы в "фольксштурм".
1945г. - "Народный Совет Лужицких сербов" первоначально находился в Праге. В своих меморандумах он пытался обратить внимание на национальные чаянья самого малочисленного славянского народа - лужичан.
12.05.1945г. – № 1 Меморандум лужицких сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. Прага, 1945г. В меморандуме от 12 мая 1945г. Лужицкий Народный Совет просил освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Баутцен – Будышин. Предлагается тесное сотрудничество с соседней Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.
1. 06.1945г. – № 2 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж, Ян Смоляр) – Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане, и чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР. Провести аграрную реформу, национализацию промышленности и открытие лужицких школ.
К 1946г. –"Народный совет лужицких сербов" переименован в – "Лужицкий Национальный Совет" и расположился в Будышине.
7.01.1946г. – № 3 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж) – Последнего порабощенного народа Европы: -принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.
Март.1946г. – № 4 Меморандум лужицких сербов, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор: отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств, а также обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении. В западной печати появились сообщения, что по решению саксонского ландтага г.Герлиц переименован в "Мески", что вскоре будет создано "Эльбско - славянское государство", западной границей которого станет бассейн реки Заале (Сала), а восточной река Ныса Лужицкая (Нейс), что в принципе соответствует ядру Древней Полабской Сербии - (БЕЛАЯ СЕРБИЯ?).
Февраль. 1948г. – "Национальный Совет Лужичан" самораспустился в феврале 1948г., единственной массовой культурной организацией лужичан стала Домовина. В невероятно трудных условиях Домовина добивалась введения серболужицкого языка в лужицких школах, совместно с Матицей Сербской издавала книги для чтения на родном лужицком языке, песенники, устраивала народные праздники, встречи учащейся молодёжи. Домовина подразделяется на районные организации, так называемые ЖУПЫ (zupy) с центрами в Будышине, Кроствице, Гохкирхе, Воёрице (Гойерсверде), Шлейфе и Котбусе, и на 150 местных групп - СКУПИНЫ (skupiny), которые могут объединять несколько мелких общин во главе с доверенным лицом - ДОВЕРНИК (dowernik). Самостоятельная местная скупина существует также в Дрездене. Председателем Домовины на первом общем собрании в 1951г. был избран Курт Кренц. Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный
флаг: верхняя полоса голубая, средняя красная, а нижняя белая, символом Домовины является дерево ЛИПА с корнями.
Меморандумы лужичан остались без внимания руководства СССР в связи с тем, что не ясно было в чьей сфере влияния окажутся Западнославянские страны. А территория Полабской Германии точно оставалась в Советской Зоне Влияния, и было решено оставить лужицких сербов в составе немецкого государства. Так рухнули надежды славян – вендов по созданию: "Славянского Люксембурга" – Лужицы – "Славянского - Лаузица".
Высшим органом в лужицкой общине является собрание общинных представителей. Лужичане из своей среды избирают на 2 года исполнительный орган - общинное управление в составе старосты ("ШОЛТА" - по-немецки бургомистр) и от 2 до 15 членов. По мере необходимости шолт созывает общее собрание членов общины - "ГРОМАДУ". До войны участвовать в громаде имели право только землевладельцы и домовладельцы. Молодёжь, женщины и безземельные крестьяне были лишены права обсуждать вопросы, касающиеся общины. Громада, как правило, созывалась зимой в сельской пивной. Летом крестьяне собирались где – ни будь на деревенской площади или в саду. Для созыва собрания шолт пускал по селу изогнутую дощечку или "общинный деревянный молоток", который передавался в руки соседей или просто перебрасывался к соседу через забор. На дощечке приклеивалось на бересте объявление, в котором указывалось время и место громады. Существовала даже поговорка: "Бродит, как общинный молоток". Подобные средства оповещения описаны немецким этнографом Ф.Тецнером у поляков, чехов и у балтийских народов.
В результате добычи угля были снесены сотни лужицких деревень. Плановое расселение на славянские - лужицкие земли немецкоязычных переселенцев из восточной и центральной Европы после окончания войны привело к разрыву монолитного этнического ареала лужичан: на южный ареал - мильчан и северный - лужичан в Блото (Шпреевальд). Сокращалось число деревень с чисто лужицким населением, лужицким деревням и городам параллельно со славянскими именами давались немецкие наименования.
Председатель Домовины Бьярнат Чиж выразил беспокойство лужичан за свою судьбу в момент объединения Германии. Лужичане хотят, чтобы важные моменты для жизни лужичан, в том числе охрана исторической территории проживания лужичан – Лужицы, были обеспечены надёжными правовыми документами. Директор института лужицких сербов Мартин Каспер выразил беспокойство по поводу сохранения административной целостности Лужицы (Лужичане не хотели раздела Лужицы между федеральными землями Бранденбург и Саксония).
Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль отвечая на обращение россиян от 8-го сентября 1990 г. (BUNDESKANZLERAMT 221-K350 54/90/01) сообщил, что создаваться федеральная земля Лужица и другие формы административного единства Лужицы и лужичан не будет. 1) Признание принадлежности к народности лужицких сербов и лужицкой культуре свободно (не запрещено?). 2) Сохранение и развитие сорбской культуры и сорбских традиций гарантируется. 3) Лужичане и их организации свободны (им не запрещается?) заботиться о сохранении сербского языка в общественной жизни. 4) Обязанностью земель Бранденбург и Саксония является точнее определить правовое положение их сорбских сограждан с точки зрения конституционного права.
У лужичан возникло много проблем за 7 лет Объединенной Германии. Так в местечках Панчицы – Кулов (Kulow) лужичан было 75% в 1990г., а в 1997г. лужичане составили только 50%. Это происходит в результате того, что лужичанам не гарантировано предоставление в первую очередь рабочих мест на территории Лужицы, и в поисках работы лужичане покидают Родину. В тоже время на территории Лужицы власти расселяют немцев из СССР и их обеспечивают работой, хотя по Европейским соглашениям запрещено изменять искусственным путём соотношение этносов на территории национальных меньшинств.
3 июня 1997г. – в здании президиума Российской Академии Наук на базе института Славяноведения и Балканистики, по инициативе "Общества дружбы россиян с лужичанами в ФРГ", провели торжественное заседание посвященное 150 летию "МАТИЦЫ СЕРБСКОЙ", где также был Михаил Иванович Семиряга. ( Адрес: Матицы сербской – Macica Serbska z.t., Postowe namesto 2, D – 02625 Budysin (Bautzen), Luzica, ФРГ/BDR) Власти ФРГ вкладывают много миллиардные вложения по восстановлению ландшафта Лужицы, пострадавшего в результате хищнических разработок бурого угля открытым способом, в результате которых были снесены сотни лужицких деревень – местечек, как сносились венгерские деревни в Румынии. Восстанавливая "Лунный" ландшафт центральной Лужицы, власти Германии могли б выделить достаточно средств под программу сохранения лужичан, как реликтового славянского этноса в Центральной Европе. И как минимум, обеспечив всех лужичан рабочими местами на своей исторической Родине – Лужице, (тех, кто этого желает) и необходимо, чтоб лужичане могли влиять на формы хозяйствования на территории Лужицы и получать часть налогов с этой деятельности на развитие своей самобытности.
С 23 сентября 1996г. в России начало свою публичную деятельность "ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ РОССИЯН с ЛУЖИЧАНАМИ в ФРГ" E-mail: luzicane@mail.ru , luzicane@narod.ru , luzicane@mailru.com , luzicane@iname.ru , как общественная организация, что отмечено в российской прессе и "SERBSKE NOWINY" – газете лужичан "Borze towarstwo "Ruska – Luzica"?" Духовным наставником в создании общества дружбы с лужичанами стал Михаил Иванович СЕМИРЯГА. С 1945г. по 1953г. он изучал лужицкий вопрос, защитил дисертацию и издал книгу ЛУЖИЧАНЕ 1955 году. За эти годы он обощёл всю Лужицу пешком и его знали тогда все лужичане. Мне он в переписке с лужичанами советовал писать им по русски, только маленькими предложениями, что б им было легче понять, ведь наши языки очень близкие. К сожалению М. И. Семиряга умер в июле 2000 года, об этом есть сообщение в "НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ".
1999 - В июле 1999г. опубликованы в сети интернет - internet http://www.gull.ptt.ru/Rusvol/serb.htm "Я Лужичанин – Я Серб !" На сервере Государственной Думы ФС РФ "ВЕХИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ ЛУЖИЧАН". Георгий Иванович Тихонов, депутат в Гос. Думе РФ ФС от Серпуховского избирательного округа, возглавлявший комитет по СНГ и занимавшийся процессом объединения с Белорусией, в советский период принимал участие в строительстве электростанции в ГДР и в тот период посещал лужичан в Долиной Лужице (Шпреевальд - Блото). http://www.duma.gov.ru/sng/luzicane.htm В 2000 г. опубликован материал на серверах: "Сербы Германии и Сербы Балкан!" http://solar.rtd.utk.edu/~valery/nashsovr/rpage/luzicane/luz2.htm "Я Лужичанин – Я Серб !"
http://solar.rtd.utk.edu/~valery/nashsovr/rpage/luzicane/luz1.htm , http://victorian.fortunecity.com/cubist/291/luzicane.htm , http://luzicane.narod.ru , http://luzicane.narod.ru , http://luzicane.narod.ru , http://luzicane.boom.ru/stranic3.html , http://luzicane.boom.ru , http://luzicane.h1.ru
ЛУЖИЦКИЕ СЕРБЫ (Serbski Lud - Serbja - Serby - Sorben / Wenden Sorbs / Wends) - Лужичане в internet http://www.serbja.de , http://lakoma.rz.tu-cottbus.de/Sorben/inhalt11/d02.htm
Подготовил материал от " ОБЩЕСТВА ДРУЖБЫ РОССИЯН С ЛУЖИЧАНАМИ в ФРГ " Прямчук С.Д. 25 февраля 1999 год